Своего рода продолжение статьи, напечатанной примерно год назад
![]() | |
Казалось бы, простой вопрос, ответ на который очевиден: против кого (чего) борются антифашисты? Против фашизма. Но что же означает пресловутый термин «фашизм»? | |
| http://www.rabkor.ru/debate/10143.html | |

Казалось бы, простой вопрос, ответ на который очевиден: против кого (чего) борются антифашисты? Против фашизма. Но что же означает пресловутый термин «фашизм»?
Современное рабочее движение Испании представлено целой сетью разного рода профсоюзных объединений. Одни из них являются массовыми, другие - нет, одни радикальные, другие - умеренные и социалпартнерские.
Рабкор.ру представляет вниманию читателей первую часть ответа Андрея Федорова на статью Дмитрия Жвания «Дуче – наследник Равашоля». Автор не согласен с основными положениями материала Жвания и предлагает свой взгляд на историю анархистского движения и на вопрос о роли насилия в анархизме.
Рабкор.ру публикует окончание статьи Андрея Федорова «Дети анархии», написанной в ответ на материал Дмитрия Жвания «Дуче - наследник Равашоля».
Можно сказать, что обсуждение недостатков капитализма в левых кругах считается делом популярным и всегда модным. Критика - это то, что у левых всегда занимало ведущее место в публицистике. Вместе с тем еще со времен Бакунина и Маркса капиталистические отношения постоянно «хоронят», то и дело заявляя, что вот теперь-то капитализму точно пришел конец, и еще чуть-чуть и он наконец-то «прикажет долго жить».
Немецкий фильм 2008 года «Комплекс Баадера-Майнхоф» («Der Baader Meinhof Komplex»), снятый по одноименной книге Штефана Ауста, о легендарной левотеррористической группе «Фракция Красной Армии» (РАФ, Rote Armee Fraktion) режиссера Ули Эделя претендует на сенсационную правдоподобность, так как снят на важную сегодня тему, актуальную, как и 30–40 лет назад – проблему «левого терроризма».
В конце 2008 года издательство URSS начало выпуск книжной серии «Размышляя об анархизме». Стоит отметить, что уже с 2003 года URSS издает марксистскую серию «Размышляя о марксизме», которая знакомит читателя с разными аспектами этого направления левой мысли, столь привычного многим, что оно кажется им единственным. Теперь у всех желающих появилась возможность подробнее ознакомиться и с другим, менее известным в России сегодня левым направлением – анархистским.
Жан Грав (1854–1939) – один из известнейших теоретиков анархо-коммунизма, публицист конца XIX – начала XX веков. Как и Элизе Реклю, Грав был французом. Всю свою сознательную жизнь он посвятил идеалам анархизма. В 1894 году был осужден за свою книгу «Умирающее общество и анархия». Однако речь пойдет о книге Жана Грава «Будущее общество», оконченной в 1895 году.
Антифашизм в России – идея популярная, ведь, в конце концов, в 1945 году именно СССР оказался главным победителем нацистской Германии. Ну а на логичный вопрос, почему в таком случае именно «антифашизм», а не, допустим, «антинацизм», стоит ответить, что фашизм в наше время – термин собирательный, под которым понимают собственно фашизм, национал-социализм, неонацизм и прочие подобные им ультраправые идеи. (Пояснение это не праздное, потому что люди, далекие от проблем антифашизма, особенно – сторонники ультраправых идей, часто говорят, что те, против кого борются антифашисты, дескать, вовсе и не фашисты.) Казалось бы, всё логично и достаточно просто: фашистские идеи в России не могут быть популярны по определению, да и борются у нас вроде бы с проявлениями фашизма, например, те же проправительственные «Наши». Но одно дело – декларировать борьбу и совершенно другое – действительно бороться. 
Испано-французский фильм 2009 года «Камера 211. Зона» (Celda 211) режиссера Дэниэла Монзона на первый взгляд – вполне обычный боевик с элементами психологии. Молодой полицейский Хуан приходит в тюрьму наниматься надзирателем, но в ходе осмотра нового места работы происходит небольшое обрушение потолка, Хуан получает травму головы, и сотрудники тюрьмы, демонстрировавшие герою новое место работы, относят его в камеру № 211. И пока герой остается в камере один, заключенные поднимают бунт.
Книга кандидата политических наук Дмитрия Бученкова стала по-своему знаковой - это, пожалуй, первое в своем роде исследование, призванное осветить новейшую историю российского анархизма, который хоть и развивается на наших глазах, требует всестороннего осмысления. 


Книга 2008 года «Пределы роста» – уже третье издание, первое вышло еще в далеком 1972 году. Ее основное содержание составляет доклад Римскому клубу (в него входят представители разного рода мировой элиты – политической, научной, финансовой), сделанный в том самом 1972 году группой исследователей из разных стран мира под руководством молодого ассистента Массачусетского технологического института (МТИ) Денниса Л. Медоуза. После 1972 года исследования продолжились, ученые уточняли и перепроверяли полученные данные. Однако первоначальные выводы оставались неизменными и только подтверждались новыми доказательствами: если развитие человечества будет продолжаться теми темпами и методами, которыми оно идет сегодня, то очень вероятно скорое исчерпание ресурсов, что повлечет за собой тяжелые последствия для населения Земли во многих сферах: в экономике, энергетике, продовольственной сфере и других.
Говоря о либерализме, нередко акцентируют внимание на таких понятиях, как «права человека», «свобода слова», «свобода передвижения», «равенство перед законом» и некоторых других. В этом смысле либерализм как идея выглядит, пожалуй, привлекательно — особенно если некритически воспринимать его апологетов, таких как Фридрик фон Хайек, Людвиг фон Мизес или Милтон Фридман (особенно в этом кратком перечне выделяется Фридман, плоды воплощения чьих идей мир пожинает сегодня).
«Свобода, равенство, братство» для левых не пустые слова. Со времен Великой Французской революции этот лозунг прочно вошел в идеологию революционной борьбы. И хотя на протяжении революции лозунг видоизменялся, для нас важен именно его конечный вариант, наиболее близкий воззрениям левых (как марксистов, так и анархистов).
Француз по происхождению, Жан Жак Элизе Реклю – один из ярчайших представителей анархистской мысли второй половины XIX века: географ, социолог, политический деятель. Он принял участие во многих событиях тех лет – был членом I Интернационала, участвовал в Парижской Коммуне 1871 года. Близкий друг и единомышленник Петра Алексеевича Кропоткина, Элтзе Реклю помогал развитию анархо-коммунистической теории, что особенно ценно, так как он имел непосредственный опыт активного участия в революционных событиях во Франции, переносил его на теоретические изыскания.
В современном мире, пожалуй, существует два главных центра анархизма. Это Испания и Греция: первая является традиционным центром анархо-синдикалистского движения, а вторая – автономистского и повстанческого анархизма. Испанские анархо-синдикалисты (Национальная конфедерация труда (НКТ, CNT) – радикальное крыло испанского синдикализма, и Всеобщая конфедерация труда (ВКТ, CGT) – умеренное крыло) хотя и насчитывают в своих рядах несколько десятков тысяч человек, внимание широкой общественности за пределами Пиренейского полуострова привлекают к себе нечасто. А греческие анархисты то и дело попадают в телевизионные, газетные и интернет-новости.
Вышедшая в этом году книга, посвященная деятельности, пожалуй, самой известной левой террористической организации второй половины двадцатого столетия (наряду с «Красными Бригадами» и, отчасти, «Аксьон Директ») представляется весьма актуальной в наши дни. В ней представлен критический взгляд на ультралевый терроризм с умеренных левых позиций, что в оценке РАФ имеет как свои плюсы, так и минусы. Но обо всем по порядку.
В своей статье «Мировой кризис и мировая война» я затронул вопрос о «повороте к протекционизму». Я писал, что такой поворот, по моему мнению, маловероятен: неолиберальная экономическая модель устраивает власть и капитал имущих и вполне соответствует притязаниям ведущих ТНК Запада. Однако такой подход был, пожалуй, не вполне корректным: дело в том, что протекционизм не есть нечто чуждое неолиберализму. По большому счету, один из столпов неолиберализма — это протекционизм ведущих мировых экономик: США, в частности, активно защищает интересы своей экономики, при этом навязывая свою экономическую политику другим странам. Получается, что для одних (для слабых) проповедуются идеалы Laissez-faire, а для других — «свобода выбора методов действия», то есть, в том числе, протекционизм.
Нынешний мировой экономический кризис часто сравнивают с Великой депрессией 1929–1930-х годов. И это сравнение более чем заслужено, тем более что до конца кризиса еще очень далеко, пик его не пройден, зато повсеместно наблюдается рост уровня бедности, безработицы, тысячи людей ежедневно опускаются на социальное дно, забываются в алкоголе и сводят счеты с жизнью из-за того, что их экономическое положение становится «несовместимым с жизнью». Однако при этом только часть параллелей с Великой депрессией свидетельствуют о большой степени совпадения.